В 2019 -2020 учебном году в МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова» для обучающихся 9-х классов вводится внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности»

В 2019 -2020 учебном году в МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова» для обучающихся 9-х классов вводится внеурочная деятельность «Основы финансовой грамотности»

РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

 

Ценностные ориентиры учебного курса:

В 9-ых классах дети обучаются в возрасте 14—16 лет, когда с право­вой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей. В том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подрост­ков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Также в данном возрасте на­чинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на лич­ные потребности обучающегося, формировать в нем умение дейст­вовать в сфере финансов. Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 9-х классов, предполагающей освоение базовых финансо­во-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом фи­нансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый ор­ган, бизнес, пенсионная система и др.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компе­тенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой инфор­мации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

 

Личностные результаты:

В процессе внеурочной деятельности дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  • формирование ответственности за принятие решений в сфе­ре личных финансов;
  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми ин­ститутами обязанности;
  • умения анализировать проблему и опреде­лять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
  • владение умением поиска различных способов решения финан­совых проблем и их оценки.

Метапредметные результаты

 

 п/п

Название раздела Кол-во часов УУД
регулятивные познавательные коммуникативные
1 Управление денежными средствами семьи 8 понимание цели своих действий;

— планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

— проявление познавательной и творческой инициативы;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты).

Уметь взаимодействовать с одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

составление текстов в устной и письменной формах;

2 Способы повышения семейного благосостояние 6 — оценивать необходимость использования различных финансо­вых инструментов для повышения благосостояния семьи:

— откладывать деньги на определённые цели;

выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбере­жений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

3 Риски в мире денег 7 Понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи изме­няется;

необходимости иметь финансовую подушку безопасности на слу­чай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

— находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

—  читать договор страхования;

— рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

— защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

— пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
4 Семья и финансовые организации 8 Читать договор с банком;

рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

рассчи­тывать издержки, доход, прибыль:

переводить одну валюты в другую;

оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зави­симости от экономической ситуации в стране.

находить актуальную информацию на специальных сайтах, по­священных созданию малого (в том числе семейного) бизнеса;

— находить информацию об изменениях курсов валют.

выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

готовность слушать собеседника и вести диалог;

5 Человек и государство 5 Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и не­гативное влияние штрафов на семейный бюджет; того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и созда­вать свои программы накопления средств и страхования на старость.

считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необхо­димо заплатить в качестве налога;

просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

находить актуальную информацию о пенсионной системе и нако­плениях в сети Интернет.

 

Уметь взаимодействовать с одноклассниками. Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

составление текстов в устной и письменной формах;

 

              Предметные результаты:

 

№ п/п Название раздела Кол-во часов Ученик научится Ученик получит возможность научиться
1 Управление денежными средствами семьи 8 Пониманию:

— того, что наличные деньги не единственная форма оплаты това­ров и услуг:

— роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыноч­ной экономики;

— влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

Умению:

— определять причины роста инфляции;

— рассчитывать личный и семейный доход;

— вести учёт доходов и расходов;

Характеризовать понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа и использования финансовой информации; Устанавливать причинно-следственные связи между нормой ин­фляции и уровнем доходов семей;

Читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру дохо­дов населения или семьи;

 

 

2 Способы повышения семейного благосостояние 6 Характеризовать благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

 

3 Риски в мире денег 7 Знание видов различных особых жизненных ситуаций: способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях: видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошен­ничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике зависимости между социальными и финансовыми процессами;

анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

4 Семья и финансовые организации 8 Понимание:

-устройства банковской системы:

того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необхо­димости и со знанием способов взаимодействия;

— понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

от чего зависят курсы валют; понимание условия при кото­рых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Развитие критического мышления, что для начала бизнес — деятельности необходимо получить специальное образование;

— ответственности и рискованности занятия бизнесом;

 

5 Человек и государство 5 осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов:

планировать расходы на уплату налогов;

рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного до­хода после окончания трудовой карьеры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.                                                     Содержание учебного предмета

 

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

 

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег. Способы влияния на инфляцию. Центральный банк.  Структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов. Человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Структура доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.

 

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.  Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

 

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

 

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Банковская система в РФ. Банк,  коммерческий банк, Центральный банк. Основные банковские операции. Бизнес. Структура  бизнес-плана, источники создания и  финансирования бизнеса. Основные финансовые правила ведения бизнеса. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты. Влияние мирового валютного рынка на валютный рынок России, определение курса валют.

 

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы. Налоги с физических и юридических лиц. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Пенсионные накопления.

 

 

№ п/п Название раздела Кол-во

часов

Проектные работы
1 Управление денежными средствами семьи 8 Практикум «Построение семейного бюджета»
2 Способы повышения семейного благосостояние 6 Практикум «Выполнение тренировочных заданий»
3 Риски в мире денег 7 Практикум «Выполнение тренировочных заданий»
4 Семья и финансовые организации 8 Практикум «Создание своего дела»
5 Человек и государство 5 Практикум «Выполнение тренировочных заданий»

 

 

                  Место предмета в учебном плане:

Согласно ФГОС  на внеурочную деятельность отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с  календарным учебным графиком  МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова» на 2019-2020 учебный год, наличием  выходных и праздничных  дней в 2019-2020 учебном году, расписанием  учебных занятий  МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова»  в условиях пятидневной учебной недели для обучающихся, данная программа в 2019 — 2020 учебном году  будет реализована  в объёме:

9 «А» — 34 часа

9 «Б» — 34 часа

9 «В» — 34 часа

 

 

Учебно-методические материалы

 

Каталог экономических ресурсов России Economics online

Современный экономический словарь

Национальная экономическая энциклопедия

Научная электронная библиотека

https://freelly.ru/

https://fmc.hse.ru/8-9forms

http://вашифинансы.рф/child/comics/

http://fincult.info/

http://вашифинансы.рф/tests/test-po-finansovoy-arifmetike-dlya-shkolnikov/

http://fingramota22.ru/news/material.php?ID=2472

финансовый глоссарий

тесты финграмотность